Экспертный блог этнопсихолога Юлии Савенковой

Средневековый трактат «Как избавиться от печали» - сокровище исламской психологии
Как избавиться от печали - трактат известного учёного Якуба ибн Исхака аль-Кинди (ок. 803-872 г.н.э.), рукопись которого «Даф аль-ахзан» хранится в библиотеке Сулеймание в отделе Айя-Софья в составе сборника под номером 4832 [1, с.6].
Süleymaniye Kütüphanesi - библиотека Сулеймание
Аль-Кинни по праву называют первым мусульманским психотерапевтом, ещё в средние века в фокусе его внимания были вопросы счастья [2, с.933]:
Нам следует стремиться к тому, чтобы мы были счастливы, и беречь себя от того, чтобы стали несчастны [1]
Таким образом аль-Кинди положил начало развитию фальсафы - арабо-мусульманской философии, в которой изучали представление о счастье многие известные ученые [2, с.934]

Путь к счастью человека аль-Кидни видел в совершенствовании ахляк - «нравственных качеств», а также добродетельного поведения, при этом [2]:

  • понятие нравственности тесно связано с религиозными ценностями и общественным благом;
  • добродетельное поведение достигается путем укрепления разума, изучения природы несчастий и формированием полезных привычек.
Ахляк в арабском языке это множественное число от термина «ху- люк». Хулюк - это нравственное качество. Ахляк - это те или иные качества человека, как хорошие, так и плохие, которые в свою очередь изучает и психология: милосердие, лицемерие, мотивы поступков [1, с.6]
Трактат «Как избавиться от печали» на русском языке издан «Ассоциацией психологической помощи мусульманам» под председательством Ольги Сергеевны Павловой
Повествование аль-Кинди похоже на «Тысяча и одну ночь», где витиевато переплелись эмоциональные аллегории и обстоятельные объяснения, сочные подробности и переложение одной мысли в разных историях.

…Рассказывают, что у Сократа Афинского спросили: «Как тебе удается не печалиться?» И он ответил: «Потому что я не приобретаю того, о чем буду печалиться, если потеряю» [1, с.30]

…Рассказывают также, что Сократ, находясь в пути, ложился спать в сломанную бочку. Как-то, разговаривая, он сказал среди прочего: «Не следует обогащаться, чтобы потом горевать». Ювелир, находившийся рядом, спросил у него: «А если сломается твоя бочка?» Сократ ответил: «Если сломается бочка, не сломается место» [1, с.30]

…Также рассказывают, что римскому императору Нерону подарили восьмигранный прозрачный навес удивительной изготовки. Когда ему показали его, при нем были люди, и среди них находился один философ того времени [*Сенека]. Велика была радость людей, находившихся там, долго они описывали красоту купола. Император повернулся к философу и спросил: «А что скажешь ты об этом навесе?» Тот ответил: «Скажу, что он выявил одну твою нужду и указал на одно несчастье, о котором ты уже знаешь». «Почему?!» - удивился император. «Потому что если он пропадет, у тебя будет нужда в подобном до тех пор, пока ты не обретешь его. И если его что-то погубит, ты будешь в несчастье» [1, с.31]

Используемая литература:

[1] Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди. Как избавиться от печали: [трактат и научное исследование], Уфа: ООО «Читай-Умма», 2022. - 112 с.

[2] Павлова О. С. Исламская концепция счастья: психологический анализ. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):923-950 DOI: 10.31162/2618-9569-2021-14-4-923-950
21 СЕНТЯБРЯ / 2023

Автор: Юлия Савенкова