Экспертный блог этнопсихолога Юлии Савенковой

Курский народный костюм
Русский традиционный костюм - гармоничный ансамбль, где соединились сакральные, эстетические и утилитарные начала. Даже в поздних образцах XIX в. отчетливо проступают общеславянские и даже античные корни. Они обнаруживаются в крое и силуэте, в пластике и символике многослойного наряда, цветовых сочетаний, орнамента, украшений. Как никакой другой вид народного искусства, костюм целостно отражает духовный мир прошлого и демонстрирует поразительную силу культурной памяти.

Костюм в России с XVIII века получил два направления:

  • в дворянском костюме господствуют западноевропейские формы;
  • самобытные русские формы - в народном костюме.
Традиционная крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохраняет отработанные веками устойчивые формы, определяющие её своеобразие, до начала XX века. С этой точки зрения именно крестьянский костюм интересен как русский национальный.

В праздничной традиции селян Курской области можно увидеть старинные домотканые шерстяные сарафаны с многочисленными ровными складками на спине, широкие пояса с бантами, яркие клетчатые поневы, белоснежные рубахи, расшитые тончайшими черными графическими узорами, горящую на солнце кумачовую с золотом «сороку».

В альбоме Государственного исторического музея, посвященном народному костюму, показан комплект праздничной крестьянской одежды Курской области, а также фото и элементы повседневной одежды.

Праздничный комплект женской одежды Курской губернии второй половины XIX в. поступил в коллекцию музея от частных собирателей.
Женская праздничная одежда Курской губернии второй половины XIX в. [1, с. 194]
Женская праздничная одежда Курской губернии второй половины XIX в. Фрагмент отделки сарафана [1, с. 195]
Элементы женского праздничного комплекта:

  • Рубаха с прямыми поликами, короткая, рукава длинные с манжетом, из белой хлопчатобумажной ткани, украшена вышивкой крестом по канве.
  • Сарафан глухой, косоклинный, складки типа «гофре», из домотканой темно-синей шерсти, украшен вышивкой гарусом, блестками на груди, по подолу пришиты широкие полосы лент, галуна, край оторочен шерстяной тесьмой.
  • Пояс шерстяной, домотканый, с длинной бахромой на концах.
  • Бусы из граненого янтаря.
Полнее воссоздать характер бытования костюма в естественной среде помогает фотография молодой женщины в курском головном уборе «сорока».
Молодая женщина в курском головном уборе «сорока» второй половины XIX в. 1900-е гг. [1, с. 202]
Элементы одежды молодой женщины на фото:

  • Головной убор - «сорока» из красного холста с налобником, шитым золотными нитями и блестками, с шелковыми и шерстяными «мохрами», с бисерной позатыльней.
  • Рубаха с прямыми поликами, украшенная красноузорным ткачеством.
  • Пояс шерстяной домотканый с кистями на концах.
  • Ожерелье из грубо обработанного янтаря.
Женская одежда обычно превосходит в эстетическом отношении мужскую. Пример тому мужская рубаха Курской губернии, повезённая из экспедиции Государственного исторического музея 1952 г.

Рубаха изготовлена из белого домотканого холста, украшена тесьмой, красноузорным ткачеством и вышивкой.
Рубаха мужская Курской губернии начала XX в. [1, с. 245]
В многоликом современном мире произведения народного искусства особенно радуют глаз своей рукотворностью, праздничностью. Они широко используются в творчестве современных мастеров и профессиональных художников, наполняя национальным своеобразием и опираясь на вековые традиции.

Источник:
1.Ефимова Л. В. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. М., «Советская Россия», 1989.
22 ОКТЯБРЯ / 2023

Автор: Юлия Савенкова