Экспертный блог этнопсихолога Юлии Савенковой

Лиса и собаки - абазинская сказка
Абазины (самоназвание - абаза) - один из древнейших народов Кавказа [1, с. 5]. Общая численность в России по переписи 2000 г., - 41,8 тыс. человек, большинство (37,6 тыс.) проживают в Карачаево-Черкесской Республике вместе с русскими, карачаевцами, черкесами и ногайцами [2].

Сказку рассказал колхозник из аула Кайдан в Карачаево-Черкесии, а записал её и опубликовал В. Б. Тугов - уроженец того же аула, известный литературовед и фольклорист [1, с. 366]
Расск. 3. Пшунов. 32 года, колхозник, малограмотный; аул Кайдан Прикубанского р-на КЧАО. Зап. В. Б. Тугов в декабре 1963 г. Архив КЧНИИ. Опубл.: Сказки Абазашты, с. 196—197 [1, с. 366]
(1) Иллюстрация Е. М. Рачёва [4, с. 45]

Лиса и собаки

Жил-был один охотник. Однажды отправился он в лес на охоту. А в том лесу жила старая лиса. Так вот, та лиса вышла из своей норы и искала в лесу мышей. Собаки охотника заметили её и погнались, но не догнали. Лиса юркнула в нору, а собаки, тяжело дыша, тут же стоят, не отходят.
Лиса отдышалась и стала вспоминать, как она спаслась от собак.
— Глаза мои дорогие, что вы делали, когда за мной гнались собаки, чем помогли мне? — спросила она у своих глаз.
— Мы зорко следили за собаками и дорогой. Без нас ты не нашла бы своей норы, — ответили глаза.
— А вы, ноги мои, что делали, чем помогли мне?
— Мы бежали что есть мочи. Не дали собакам догнать тебя.
— А вы, уши мои, что делали, чем помогли мне?
— Мы чутко прислушивались, откуда бегут собаки, и предупреждали тебя об опасности.
Последним лиса спросила свой хвост:
— А ты, мой пушистый хвост, что делал, когда за мной гнались собаки?
— Я метался то в одну, то в другую сторону, чтобы отвлечь собак.
— Врёшь, проклятый хвост! Вот ты какой! Все помогали мне, а ты — собакам! Цеплялся за каждый куст, мешал мне бежать. Изменник! Я тебя проучу!
Разозлилась лиса и высунула хвост из норы:
— Пусть тебя собаки искусают! А собаки хвать лису за хвост! — и вытащили из норы.
Прибежал охотник, пристрелил лису, снял с неё шкуру и пошёл домой.
Вот что случилось с лисой. Разозлившись, не теряй головы, не теряй ум, а не то... вспомни лису! [1, с.88]
Особенности сказки
По международной классификации фольклора сюжет сказки «Лиса и собаки» относится к группе «Человек и дикие животные» и отдельной категории, где лиса становится добычей человека [1, с. 401], [3, с. 55-56].

Большинство абазинских сказок имеют параллели в фольклоре других народов, в первую очередь народов Кавказа. Сказка «Лиса и собаки» также распространена среди русского-народного творчества.

Сюжет абазинской и русской сказок схож, за исключением того, что в русской версии нет охотника и собаки «выскочили, откуда ни возьмись», а лиса всё-таки «еле жива ушла от них»[4, с. 45-47]
(2) Русская-народная сказка «Лиса и собаки» с илл. Е. М. Рачёва [4, с. 45]
(3) Русская-народная сказка «Лиса и собаки» с илл. Е. М. Рачёва [4, с. 46-47]
Используемая литература

  1. Абазинские народные сказки. Составление, перевод с абазинского, вступительная статья и примечания В. Б. Тугова. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985.
  2. Итоги всероссийской переписи населения 2020. Том 5 Национальный состав и владение языками на https://rosstat.gov.ru, доступ 8.10.2023.
  3. The Types of the Folktale. A Classification and Bibliography. Antti Aarne's Verzeichnis der Marchentypen (FFC N 3). Translated and Enlarged by S. Thompson (FFC 184). Helsinki, 1961.
  4. Русские сказки про зверей. Собрала О. Капица, М., Издательство «Советская Россия», илл. Е. М. Рачёв, 1991.
08 ОКТЯБРЯ / 2023

Автор: Юлия Савенкова